<< на главную
<< назад

Мероприятия по укреплению и развитию производства отечественных дезинфекционных средств как вклад в укрепление национальной безопасности страны

Е.Иванова

Актуальность проблем обеспечения безопасности и здоровья человека, охраны и оздоровления окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановки с учетом географических условий России, возникающих конфликтных и чрезвычайных ситуаций, потенциальной угрозой биотерроризма в последнее время, а также проблемы бюджетного финансирования лечебно-профилактических мероприятий, обращает внимание на недостаточность законодательного и нормативно-инструктивного обеспечения фактически новой, но тем не менее важнейшей стратегической отрасли, а именно, в сфере отечественного производства и, практически, неконтролируемого обращения (реализации) дезинфекционных средств (далее ДС) как российского так и зарубежного производства.

MEASURES ТО STRENGTHEN AND DEVELOP THE PRODUCTION OF DOMESTIC DISINFECTION AGENTS AS THE CONTRIBUTION TO STRENGTHENING NATIONAL SECURITY OF COUNTRY
E.Ivanova
The joint-stock company "VELT"
Human safety and health, protection and improvement of environment problems are the issues of utmost importance in modern sanitary & epidemiologica! situation improvement. Extreme cases, bio-terrorism potential threat, legislative gaps as well as budget financing problems of trealment-and-prophylaxis program attract attention in the connection to geo'-economic conditions of Russia. Important strategic problem in the sphere of production and practically unmanaged disinfection agents circulation, both Russian and foreign production, needs an immediate solution.

Применение средств для дезинфекции затрагивает практически любую сферу деятельности человека.
Дезинфицирующие средства (далее ДС) используются для проведения текущей и заключительной дезинфекции в лечебно-профилактических учреждениях, профилактической дезинфекции в детских дошкольных и школьных учреждениях, спортивно-оздоровительных комплексах, на коммунальных объектах, предприятиях общественного питания, пищевой промышленности, на всех видах транспорта и т.д.
Особо важное значение приобретает использование ДС при обработке изделий медицинского назначения (хирургические, стоматологические инструменты, эндоскопы и др.), медицинского оборудования, маникюрных инструментов и т.п., поскольку является первостепенной профилактической мерой, направленной на предупреждение заражения парентеральными вирусными гепатитами В, С, D и G, ВИЧ-инфекции.
Тенденции роста заболеваемости вирусными гепатитами с острым и хроническим течением свидетельствуют о том, что эти инфекции приобрели социальное значение и угрожают здоровью нации.
Вирусы гепатитов В и С вызывают как острые, так и хронические поражения печени, нередко заканчивающиеся циррозом и раком печени. Это ДНК-содержащий вирус, характеризующийся высокими инфекционными свойствами и высокой устойчивостью во внешней среде. Рост заболеваемости гепатитом В составляет около 20% в год. На сегодняшний день в России насчитывается от 3 до 5 млн человек, являющихся носителями вирусов гепатитов В и С. Однако, как и при ВИЧ-инфекции, эти цифры следует умножить по крайней мере на 5 из-за крайне недостаточной диагностики гепатита С в нашей стране. В то же время, в отличие от гепатита В, при вирусном гепатите С чаше развиваются хронические формы инфекции (в 60-80% случаев), половина из которых заканчивается циррозом или раком печени, при том, что ни вакцины, ни эффективного лечения этой инфекции до сих пор нет.
По оценочным данным сейчас около 38 000 граждан России заражены ВИЧ. Однако это, к сожалению, только число зарегистрированных инфицированных граждан. В реальности по расчетам ВОЗ/ЮНАИДС на одного зарегистрированного приходится 5-7 незарегистрированных, поэтому настоящее количество ВИЧ-инфицированных в России значительно больше и может превышать 40000 человек. Более 80% вновь заразившиеся ВИЧ- это молодыелюди в возрасте от 17 до 25 лет. По существующим прогнозам количество ВИЧ-инфицированных в 2002 году достигнет 1 млн человек.
Продолжает регистрироваться рост внутрибольничных инфекций (ВБИ), что на сегодняшний день является одной из острых проблем, приобретающей все большую медицинскую и социальную значимость. ВБИ возникают у 6-7% больных, находящихся в лечебных учреждениях страны. Поданным официальной статистики ежегодно в России регистрируются от 50 до 60 тыс. случаев внутри-больничного инфицирования, однако, по расчетным данным эта цифра в 40-50 раз выше.
Поданным Н.А. Семиной (2001) в РФ при Присоединении ВБИ длительность пребывания в стационаре возрастает для одного больного в среднем на 6-7 дней. Поскольку за год по расчетным данным в РФ ВБИ переносят более 2 млн пациентов, общая длительность стационарного лечения больных увеличивается как минимум на 14 млн дней. Отсюда дополнительные экономические затраты, связанные только со стационарным лечением больных ВБИ, составляет 5,6 млрд руб.
Присоединяющиеся внутрибольничные инфекции сводят "на нет" сложнейшие операции на жизненно важных органах, перечеркивают усилия, затраченные на выхаживание новорожденных, оказывают влияние на детскую смертность. Наслаиваясь на основное заболевание ВБИ оказывают большое влияние на состояние организма: они ведут к удлинению сроков лечения, к хронизации процесса, а в наиболее тяжелых случаях - к смерти больного.
Среди факторов, определяющих тенденцию роста ВБИ, следует назвать широкое применение инвазивных (повреждающих или проникающих), диагностических и лечебных (хирургических и терапевтических) манипуляций, иммунодепрессантов, распространение в стационаре антибиотикорезистентных штаммов микроорганизмов, определенный сдвиг в структуре госпитализируемых (увеличение удельного веса пожилых лиц, ослабленных детей, пациентов с длительными, ранее неизлечимыми заболеваниями) и др.
Профилактика вышеназванных инфекций должна, по мнению специалистов, проводиться комплексно: вакцинация, если получена вакцина, улучшение диагностики, позволяющей контролировать и даже ограничивать распространение инфекций, выявление групп риска, санитарно-гигиенические и др. мероприятия. В связи с этим, одним из важнейших направлений в профилактике ВБИ и других грозных инфекций является повышение эффективности дезинфекционных и стерилизационных мероприятий и использование современных дезинфицирующих средств.
Дезинфицирующие средства должны отвечать современным требованиям:
1. Быть безопасными для здоровья человека, обладать малой токсичностью;
2. Обладать широким спектром антимикробной активности (включая туберкулез, вирусы парентеральных гепатитов, ВИЧ-инфекции, анаэробной инфекции, особо опасных инфекций и др.);
3. Возможностью применения в присутствии пациентов и медперсонала;
4. Многофункциональностью;
5. Не портить обрабатываемые объекты;
6. Быть удобными в применении;
7. Обладать длительным сроком годности рабочих растворов и концентратов;
8. Быть доступными по стоимости.
На сегодняшний день в России производится достаточно дезинфекционных средств и кожных антисептиков, отвечающих всем перечисленным современным требованиям для обеспечения целей профилактики вышеназванных грозных инфекций сегодняшнего дня и нашей стране. Причем имеются дезсредства и антисептики отечественных разработок, изготавливаемые на основе производимых в России дезинфицирующих субстанций и превосходящие зарубежные аналоги по критерию "эффективность-стоимость".
Среди российских производителей следует отметить ЗАО "ВЕЛТ", г. Оренбург, выпускающее всю свою продукцию на отечественной субстанции "ВЕЛТОН"; ГНЦ РФ НИО-ПИК, Московская обл., ЗАО "Урал-стинол". Свердловская обл., ПКФ "ГЕНИКС", Йошкар-Ола, "Эпидби-омед", г. Москва, "Дезиндустрия", г. Москва и др. В основном это относительно новые предприятия, возникшие за последнее десятилетие, которые не только могли бы обеспечить Россию высокоэффективными современными ДС, но и имеющие хорошие экспортные перспективы.
Однако производственные мощности большинства российских предприятий загружены не полностью по причине отсутствия необходимого пакета заказов или присутствия никем не писанных правил, существующих на рынке обращения дезсредств.
Если сделать короткий экскурс в историю и обратиться к официальной статистике Госкомстата России, то при рассмотрении нынешнего состояния отечественного производства дезинфицирующих и антисептических средств на сегодняшний день имеются отдельные показатели, характеризующие объемы производственной деятельности в 1997-2000 гг. и осуществляющие регулярные поставки дезинфицирующих средств не превосходят десяти: ОАО "Уфахим-пром", 000 "Фармако-Башкортос-тан", 000 "Башкала", ЗАО "Каустик" (Башкортостан); ГП "Фарма-130" (000 "Фарма-Покров", Владимирская область); ОАО "Капролактам", г. Дзержинск Нижегородской обл.;
ОАО "Соликамский магниевый з-д", Пермская обл.; "Усольехимпром", Иркутская обл.;ОАО "Химпром", г. Волгоград и др.
Практически все вышеперечисленные предприятия остались от бывшего СССР и традиционно производят ДС первого поколения: хлорамин, монохлорамин, гипохлорид кальция, хлорную известь, перекись водорода и др., в том числе продолжая поставлять их в страны ближнего зарубежья (Казахстан, Литву, Узбекистан, Украину, Молдавию, Болгарию, Монголию).
Экспорт вышеперечисленных дезсредств первого поколения из России в 2000 году характеризуется стабильностью объема поставок с одновременным уменьшением выручки экспортеров. В 2000 г. было вывезено 179,8 тонн (в 1999 г. - 176,7 тонн) на сумму 276,7 тыс. долл. США (в 1999 г. - 313,2 тыс. долл. США). Таким образом, имеет место общее уменьшение эффективности экспорта.
Данные об экспорте ДС нового поколения на основе ЧАС, производимыми у нас в стране, вновь созданными предприятиями-производителями отсутствуют, т.е. нетрудно предположить, что его просто нет.
Возникает закономерный вопрос, какие же тенденции наблюдаются в стране в отрасли ДС, почему же "старые производители" экспортируют с убывающей эффективностью хлорсодержащие средства только в страны Ближнего зарубежья, а "новые производители" ничего не экспортируют, недобирают заказов на полную загрузку своих производственных мощностей, при этом выпуская продукцию последнего поколения, отвечающую всем современным требованиям здравоохранения.
Может быть ответ на этот вопрос и многие другие тоже, даст картина импорта дезсредств в нашу страну за период 1999 -2000 г.
В 2000 году общий объем импорта дезинфекционных средств в Россию превысил 17 млн долл. США и увеличился в сравнении с показателем 1999 г. примерно в полтора раза.
Закупки дезинфекционных средств на основе четвертично-аммониевых соединений увеличились в физическом выражении в 1,8 раза, их стоимость выросла в 2,2 раза.
В 2000 г. ощутимо увеличился перечень импортированных препаратов этой группы. Если в 1999 г. номенклатура ввезенных ДС насчитывала около 60 наименований, то в 2000 г. этот список, расширился до 80 позиций.
Ввоз ДС в Россию характеризуется относительным постоянством и стабильным усилением активности крупнейших поставщиков Израиля и Германии.
По стоимости поставок на лидирующих позициях остаются следующие страны:
Израиль - ввезено:
- в 2000 г. - 193,2 тонн на сумму 9737359 долл. США.
- в 1999 г. - 129,68 тонн на сумму 7269450 долл. США;
Германия - ввезено:
- в 2000 г. - 168,01 тонн на сумму 1333120 долл. США,
- в 1999 г. - 77.11 тонн на сумму 642860 долл. США;
Голландия и Ирландия - ввезено:
- в 2000 г. - 40,64 тонн на сумму 840300 долл. США,
- в 1999 г. - 33,79 тонн на сумму 754230 долл. США;
Словения - ввезено:
- в 2000 г. - 55,58 тонн на сумму 720,30 долл. США,
- в 1999 г. - 37,96 тонн на сумму 667,87 долл. США;
Швеция - ввезено:
- в 2000 г. - 41 тонна на сумму 367,73 долл. США
- в 1999 г. - 9,65 тонн на сумму 89,02 долл. США.
Из вышеперечисленного несложно сделать вывод о преимущественном развитии в Российской Федерации рынка импортируемых дезинфекционных средств, с существенным увеличением объема ввозимой продукции, что естественным образом тормозит развитие отечественного производства и не способствует укреплению экономики страны в целом.
При сохранении существующей тенденции в будущем можно предполагать свертывание российского производства и научных разработок дезинфекционных средств нового поколения большинством существующих предприятий.
Как правило, предприятия-производители являются и разработчиками препаратов, они, создавая новые препараты современного уровня, проходя все "круги" от исследований до регистрации и серийного производства, приобретают средства производства, организовывают рабочие места, платят налоги в бюджеты всех уровней, участвуют в социальных мероприятиях как местного, так и федерального значения, предлагают свою продукцию потребителям (в основном, это лечебно-профилактические учреждения страны), претендуя на участие в укреплении национальной безопасности страны, в части профилактики тех самых грозных инфекций, наступающих на наше население.
На фоне значительного ухудшения здоровья населения, прежде всего детей, неблагоприятные демографические процессы в России принимают затяжной и небывалый характер по разрушительной силе и далеко идущим последствиям.
Заметный рост естественной убыли населения обусловлен как увеличением смертности, так и снижением рождаемости. По прогнозам социологов, если ситуация не изменится, то к 2075 году численность населения России уменьшится до 50-55 млн человек.
Значительная часть населения трудоспособных возрастов, и прежде всего, мужчин подвергается сильнейшим стрессам в связи с нехваткой средств к существованию.
Анализ состояния и тенденций демографических процессов и их причин свидетельствуют о невозможности стабилизации демографической обстановки в стране и последующего ее улучшения без возрождения духовного, социально-экономического потенциала страны, подъема экономики, повышения уровня и качества жизни главного богатства страны - ее человеческого потенциала.
Выводы. 1. В стране наблюдается тенденция к увеличению заболеваемости грозными инфекциями,что требует усиления мер по проведению комплекса лечебно-профилактических мероприятий, в том числе дезинфекционно-стерилизующих с использованием дезинфекционных средств нового поколения, включая средства отечественного производства на основе четвертично-аммониевых соединений.
2. Наблюдается нарастание негативных демографических процессов, незамедлительно требующее проведения комплекса мер, направленных на улучшение качества здоровья населения, на профилактику заболеваний, на повышение жизненного уровня населения и др., что невозможно без стабильного и неуклонного подъема экономики страны.
3. Экономический подъем страны невозможен без рационального использования бюджетных средств, выделяемых на закупки в том числе и дезинфекционных препаратов. При закупках ДС отечественного производства денежные средства остаются в своей стране и идут на развитие новых технологий и научно-производственной базы предприятий, при закупке импорта - вывозятся из страны, и способствуют развитию экономики и повышению жизненного уровня стран-импортеров.
4. Прямым следствием выше обозначенных проблем являются негативные тенденции развития рынка дезинфекционных средств по причине нерегулируемых и увеличивающихся в объемах закупок импортных , ДС в России, что естественным образом препятствует развитию промышленности в этой отрасли, тем самым способствуя дестабилизации экономики и ослаблению страны, вызывая угрозу ее национальной безопасности.
5. В то же время существуют положительные факты о новых разработках российских производителей, новых современных дезинфицирующих средств и антисептиков, а также субстанций для их производства.
6. Таким образом, очевидна возрастающая роль дезинфекционных и антисептических средств как в различных сферах применения с целью профилактики инфекционных заболеваний, так и в области их производства, по сути переживающей период становления в качестве новой отрасли российской промышленности, которая имеет огромный потенциал, способный внести существенный вклад в подъем и развитие экономики страны.
7. При проведении соответствующей государственной политики ведущие российские производители способны обеспечить страну дезинфицирующими средствами нового поколения независимо от импортных поставок как в повседневной жизни, так и при возникновении любых экстремальных ситуаций.
В Концепции о национальной безопасности России прямо указано на осуществление государственного протекционизма для российских производителей лекарственных средств, изделий медицинского назначения, о необходимости проведения государственной политики в области экономики, направленной на поддержку отечественной промышленности, в частности, медицинской.
Для обеспечения безопасности и здоровья населения, а также создания благоприятных условий для развития отечественного производства дезинфекционных средств с целью обеспечения национальной безопасности в области охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия, предлагаем читателям рассмотреть и обсудить в порядке дискуссии следующие предложения:
1. Провести инвентаризацию и утвердить Перечень отечественных предприятий, разрабатывающих, производящих и реализующих ДС.
2. Определить критерии отбора, на основании которых утвердить Список приоритетных предприятий, производящих современные импортозамещающие высокоэффективные, безопасные отечественные дезинфицирующие средства, кожные антисептики и дезинфицирующие субстанции, способных обеспечить страну ДС с точки зрения национальной безопасности.
3. Организовать информационно-аналитический центр мониторинга и конъюнктуры ДС.
4. Ввести мониторинг баланса спроса и предложения на рынке ДС.
5. Разработать критерии отбора и утвердить Перечень первоочередных отечественных ДС, как приоритетных, при государственном обеспечении ЛПУ и населения.
6. Создать резерв отечественных ДС для экстремальных и чрезвычайных ситуаций.
7. Разработать и ввести систему централизованных закупок ДС вЛПУ только на тендерной основе (ввиду неэффективности существующей сегодня) с приоритетным участием российских производителей ДС.
8. Разработать и ввести эффективную систему ценообразования на ДС в оптовой и розничной торговле.
9. Ввести аттестацию и сертификацию специалистов, занятых в сфере обращения ДС.
10. Ввести государственный контроль и регулирование рекламы ДС.
11. Ассигнования на закупку ДС бюджетным учреждениям выделять по отдельной от лекарственных средств статье расходов.
12. Запретить государственную регистрацию одной и той же дезинфекционной композиции (ДС) под различными названиями.
13. Запретить продажу ДС, являющихся незаконными копиями зарегистрированных ДС в РФ.
14. Разработать и утвердить типовую форму для проведения расчетов по экономической эффективности, в том числе сравнительных.
15. Разработать и утвердить типовую форму для сравнительных характеристик ДС по свойствам и режимам применения.
16. Разработать и утвердить систему мер государственной поддержки отечественных производств ДС:
- установить Правила определения страны происхождения ДС;
- разработать критерии определения страны происхождения ДС в случае их переработки в РФ из импортного сырья;
- ввоз на территорию РФ импортных ДС разрешить только при наличии лицензии на внешнеторговую деятельность;
- ввоз на территорию РФ ДС зарубежного производства разрешить только при наличии регистрации в стране-производителе в соответствующей сфере применения и сертификата предприятия-производителя о соответствии с государственным стандартом качества ДС;
- таможенное регулирование ввоза ДС зарубежного производства, и вывоза ДС российского производства.
17. Разработать программные мероприятия для отечественных производителей ДС в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 июня 1998 г. № 650 "О федеральной целевой программе "Развитие медицинской промышленности в 1998- 2000 годах и на период до 2005 года".
18. Подготовить проект "Закона о дезинфекционных средствах" или проект соответствующего постановления Правительства с целью создания нормативно-правовой базы и правового обеспечения обращения дезинфицирующих средств на территории РФ, направленного на усиление охраны здоровья населения и улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки в Российской Федерации.
19. Для разработки проектов нормативно-правовой базы, касающейся разработок, производства и реализации ДС в РФ создать рабочую группу из ряда соответствующих специалистов системы Минздрава РФ, Национальной организации дезинфекционистов России, руководителей предприятий-разработчиков и производителей отечественных дезинфекционных средств.
Предложения нацелены на обеспечение государственной поддержки массового производства и внедрения отечественных высокоэффективных разработанных дезинфекционных средств в практическое здравоохранение и санитарно-эпидемиологическую деятельность в Российской Федерации и направлены на усиление профилактики грозных инфекционных заболеваний и охраны здоровья, укреплению и развитию отечественной экономики, повышению качества и продолжительности жизни населения России, что в целом отвечает требованиям обеспечения национальной безопасности нашей страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Покровский В.И. Проблемы внутрибольничных инфекций // Эпидемиология и инфекционные болезни, 1996. - № 2. - С. 4-9.
2. Семина Н.А. Научные и организационные принципы профилактики внутрибольничных инфекций //Эпидемиология и инфекционные болезни, 2001. - № 5. - С. 5-6.
3. Материалы парламентских слушаний в Государственной Думе РФ 30 мая 2000 г.
4. Поликлиника, 2000. - № 1-2. -С. 2-3.
5. Материалы НИИ вирусологии им. Д.И.Ивановского РАМН от 26.12.2000г.

Дезинсекционное дело N 1/2002

<< на главную
<< назад