<< cодержание

НАЦИОНАЛЬНАЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ ВЫПОЛНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ
ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РОСССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ЭКСПОРТОМ ПРОДУКЦИИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Короткин Л.М.

Открытое акционерное общество "Биопрепарат"

Несмотря на то, что в современном мире право силы грозит стать доминантой мировой политики ХХI века, многосторонние международные обязательства и договоренности по-прежнему, наряду с другими не силовыми факторами сдерживания гонки вооружения, сохраняют свое значение, как гарантии безопасности и обеспечения миропорядка. Однако прежде чем сформировалась система международных договоренностей по вопросам нераспространения оружия массового поражения (ОМП), зафиксированных в договорах и обеспечивающих сравнительно высокий уровень стратегической стабильности, противоборствующие стороны (СССР и США) прошли через серию жесточайших кризисов, которые в том числе подводили их на грань катастрофы. И только после трудных и длительных переговоров, в результате "осознания" последствий использования ОМП, были подписаны основные Международные соглашения в области нераспространения ОМП и средств их доставки:

В настоящей публикации рассматриваются вопросы современного состояния национальной нормативно-правовой базы и системы экспортного контроля, обеспечивающих выполнение Российской Федерацией положений Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия, а также других международных обязательств по проблеме нераспространения продукции биологического профиля двойного назначения.

Первым законодательным документом, принятым международным сообществом для предотвращения угрозы расширения сферы применения химического и бактериологического оружия, был Женевский протокол от 1925 года о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств. Протокол был подписан в Женеве 17 июня 1925 года, вступил в силу 8 февраля 1928 года, в то время он являлся одним из наиболее важных многосторонних соглашений, касавшихся бактериологического и химического оружия. Протокол запрещал использование бактериологических (биологических) методов ведения военных действий и химического оружия, но не запрещал их разработку.

Вторым основополагающим документом в этой области является Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении. Конвенция была подписана СССР 10 апреля 1972 года, ратифицирована 11 февраля 1975 года, вступила в силу 26 марта 1975 года. Недостатком Конвенции является отсутствие положения о контрольной проверке её соблюдения, а также наличие только ограничительных предписаний в отношении подозреваемого нарушения.

Запрещение разработки, производства и хранения химических и бактериологических (биологических) видов оружия, а также средств его доставки, привело к закрытию этих направлений исследований в большинстве развитых стран мира, или, по крайней мере, к резкому сокращению их объемов и темпов.

Через 5 лет после вступления Конвенции в силу, на первой Конференции по рассмотрению действия Конвенции (она состоялась 3 марта 1980 года в Женеве), в заключительном слове Президент Конференции отметил: "Конференция еще раз подтвердила важность и обоснованность Конвенции как первого настоящего мероприятия по разоружению".

В последующем, начиная с 1981 года, через каждые пять лет (в 1986, 1991, 1996 годах) в Женеве проводились конференции по рассмотрению состояния и прогресса в рамках этого договора. В настоящее время несмотря не наличие некоторых противоречий, затрудняющих достижение консенсуса, переговорный процесс относительно укрепления этого международного режима продолжается.

Указ Президента Российской Федерации от 11 апреля 1992 года № 390 "Об обеспечении выполнения международных обязательств в области биологического оружия" подтвердил правопреемственность Российской Федерации в отношении обязательств СССР по Конвенции и установил недопустимость нарушения положений Конвенции на территории России.

В дополнение к Статье III Конвенции многие государства, в том числе Российская Федерация, ввели в действие системы национального экспортного контроля.

В России эта система представляет собой комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании ОМП, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

Работы по экспортному контролю в России осуществляются в рамках международных режимов экспортного контроля, которые не направлены против какого-либо государства или группы государств и не препятствуют законным гражданским торговым операциям, они также не должны препятствовать праву государств приобретать законные средства самообороны согласно статье 51 Устава ООН.

В настоящее время в России действуют четыре международных режима по нераспространению ОМП:

Австралийская группа - это неофициальная ассоциация стран, которые, в качестве дополнения к своим обязательствам в рамках Конвенции, проводят консультации и гармонизируют свои национальные меры экспортного лицензирования по вопросам химического и бактериологического оружия. Действия участников группы нацелены на предотвращение любого неумышленного участия их промышленных или научных организаций в программах разработки ХБО. В настоящее время в группе состоят 33 государства Европы, азиатско-тихоокеанского региона, Европейского союза и обеих Америк.

На последнем ежегодном заседании в Париже (2-5 июня 2003 г.) члены группы подчеркнули, что в настоящее время проблема предотвращения распространения химических и бактериологических материалов, как никогда прежде за всю восемнадцатилетнюю историю существования группы, приобрела особое значение. Усилия террористов, нацеленные на овладение химическим и бактериологическим оружием, членами Австралийской группы оценены как представляющие значительную угрозу, дополняющую существующую обеспокоенность наличием программ разработки указанных видов ОМП в отдельных государствах.

Члены Австралийской группы предложили дополнить Контрольные списки группы - 14 патогенными микроорганизмами человека, а также 2 патогенами животных. Вероятно, что в контрольные Списки возбудителей заболеваний (патогенов), действующие в Российской Федерации, в ближайшее время также будут внесены вышеуказанные дополнения.

В России в государственном регулировании экспорта продукции биологического профиля двойного назначения принимают участие федеральные органы исполнительной власти, а также различные министерства и ведомства (Минэкономразвития России, Минпромнауки России, МИД России, Минобороны России, Минюст России, ГТК России и другие). Межведомственный характер работ по экспортному контролю позволяет обеспечивать баланс государственных интересов при принятии решений.

Основные положения Конвенции в России закреплены пакетом нормативных правовых актов, конкретизирующих и развивающих Конвенцию. В области контроля за экспортом продукции биологического профиля двойного назначения действуют следующие законодательные и нормативно-правовые акты:

Кроме того, в России действуют 104 ведомственных нормативных документа по вопросам экспортного контроля, из них 28 документов регламентируют контроль за экспортом продукции биологического профиля двойного назначения.

Отдельные положения Правил государственного регулирования внешнеэкономической деятельности с продукцией биологического профиля, предусмотренные введенными в последнее годы законами и нормативными правовыми актами, существенно отличаются от действовавших ранее. Так, в новую редакцию Списка включены технологии контролируемой продукции, как в форме технических данных, так и в форме технической помощи. Помимо операций по вывозу за границу контролируемых товаров и технологий, лицензированию подлежит также их передача иностранным лицам на территории Российской Федерации. Экспортный контроль стал распространяться на передачу технологий в неосязаемой форме: по электронным каналам связи, а также в процессе обучения и выступлений на международных научных конференциях.

Следуя своим международным обязательствам по Конвенции, Россия в мае 2002 года внесла в УК РФ ряд изменений и дополнений, ужесточающих ответственность за следующие правонарушения:

В зависимости от тяжести совершенных противоправных деяний в данной сфере, УК РФ предусмотрено наказание как в форме штрафных санкций и/или запрета на занятие определенной деятельностью, так и в виде лишения свободы.

За нарушение законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля предусмотрена следующая ответственность:

В целях защиты национальных интересов и выполнения международных обязательств Российской Федерации могут устанавливаться запреты и ограничения (Федеральный закон от 19 июля 1999 г. № 183-ФЗ, ст. 21, 25) внешнеэкономической деятельности с биологической продукцией, подлежащей экспортному контролю. Эти запреты и ограничения могут вводиться в отношении:

Вышеперечисленные меры в области контроля за экспортом биологической продукции двойного назначения являются составной частью комплекса мероприятий, предпринимаемых Российской Федерацией в целях выполнения международных обязательств по Конвенции и другим международным режимам, ограничивающим распространение оружия массового поражения.

На российские организации, нарушившие международные обязательства Российской Федерации в области экспортного контроля, могут быть наложены экономические санкции других государств-участников международных режимов.

<< cодержание

Сборник докладов I Российского симпозиума по биологической безопасности
Copyright © Комитет ученых за глобальную безопасность и нераспространение оружия массового поражения