<< на главную
<< назад

ЦРУ: террористы заинтересованы в особых видах вооружения

В ноябре Центральное разведывательное управление направило в Конгресс доклад, в котором отмечается, что многие террористические группы и негосударственные структуры по всему миру заинтересованы в применении химического, биологического, радиологического или ядерного оружия в будущем.

В несекретной версии доклада говорится, что возможные в будущем атаки, скорее всего, будут "мелкомасштабными, с применением самодельных средств доставки и легко производимых или получаемых химикатов, токсинов или радиологических веществ".

Доклад, охватывающий полугодие с июля по декабрь 2003 года, гласит, что террористы все еще более склонны прибегать к взрывам и стрельбе для достижения своих целей. Но упоминаются также несколько групп моджахедов, связанных с "Аль-Кайдой", которые планировали, но не осуществили в Европе нападения с применением легко производимых химикатов. Согласно анализу, простые химические вещества или токсины "могли бы вызвать сотни жертв и массовую панику в случае их использования при нескольких одновременных нападениях".

В докладе "Приобретение технологий, относящихся к оружию массового поражения (ОМП) и передовым обычным боеприпасам", говорится, что растущая доступность ядерных, биологических, химических и ракетных технологий еще более осложняет прекращение распространения ОМП и средств его доставки.

"Технологии, связанные с ядерным топливным циклом и вооружениями, распространились до такой степени, что, с технической точки зрения, дополнительные государства могут иметь возможность производить достаточное количество расщепляющихся материалов и использовать их в качестве оружия", — указано в докладе.

Например, расширяя свою базу химической промышленности и производя пестициды, развивающиеся страны могут создавать, по крайней мере, "латентные средства химической войны", считают аналитики.

В докладе рассматриваются формы приобретения вооружений Ираном, Ираком, Ливией, Северной Кореей и Сирией.

В отчетный период Иран продолжал привлекать иностранные материалы, подготовку, оборудование и ноу-хау из таких стран, как Россия, Китай, Северная Корея и неназванные европейские страны. В докладе упоминается также вывод Международного агентства по атомной энергии о том, что Иран не сообщил об импорте и химическом преобразовании урановых соединений, отделении плутония от облученных урановых мишеней, обогащении урана с использованием центрифуг и лазеров и не предоставил проектной информации по своим многочисленным объектам топливного цикла.

ЦРУ сообщило, что не может сделать всесторонние и окончательные выводы из продолжающегося анализа довоенной иракской программы в области ОМП.

В докладе характеризуется прогресс Ливии в стратегических областях ядерного, химического, биологического оружия и баллистических ракет. В частности, отмечается намерение Ливии ликвидировать свою программу по ядерному и химическому оружию.

Переходя к Пхеньяну, доклад гласит: "Мы продолжаем отслеживать и оценивать усилия Северной Кореи в области ядерного оружия на фоне дипломатических усилий по организации второго раунда Шестисторонних переговоров".

Данная ЦРУ оценка Сирии включает замечание о том, что Дамаск продолжает искать технологии, связанные с химическим оружием, из иностранных источников.

В докладе рассматриваются также ключевые страны-поставщики, включая Россию, Северную Корею и Китай.

Россия упомянута в связи с продолжающимся слабым исполнением экспортного контроля за отчетный период, а Северная Корея, как сказано в докладе, во второй половине 2003 года продолжала экспортировать значительные объемы оборудования, компонентов, материалов и технических знаний, связанных с баллистическими ракетами, на Ближний Восток, в Южную Азию и Северную Африку.

В докладе упоминаются также санкции, введенные в 2003 году Соединенными Штатами в отношении нескольких китайских организаций, включая Китайскую северную промышленную корпорацию (НОРИНКО) и Китайскую импортно-экспортную корпорацию по прецизионным станкам.

ИИ "NewsProm.Ru", 01.12.2004

<< на главную
<< назад