<< на главную
<< назад

Вертикаль спасения

МЧС стало одним из первых российских ведомств "президентского блока" , находящихся в прямом подчинении главы государства, завершивших свою реорганизацию в рамках административной реформы. С начала ноября центральный аппарат министерства живет уже с новой структурой, а с 1 января 2005 года на новые принципы работы переходят и все региональные и территориальные подразделения МЧС. Причем именно их коснутся наиболее принципиальные изменения как по организации действий при предупреждении и ликвидации различных ЧП, так и в плане взаимоотношения спасателей с местными -- региональными и муниципальными -- властями. Как эти изменения отразятся на повседневной работе спасателей и пожарных, жизни простых граждан, страдающих от пожаров, аварий в системе ЖКХ и прочих катаклизмов, происходящих в стране, в интервью нашему корреспонденту Константину ФИЛАТОВУ рассказал заместитель министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Руслан ЦАЛИКОВ.

-- В целом какие изменения произошли в центральном аппарате МЧС: как изменилась структура, численность ведомства?

-- В целом изменения, которые проходили во всех федеральных органах исполнительной власти, конечно, коснулись и нас, и общий вектор изменений, заданных административной реформой, выдержали и мы. Это выразилось прежде всего в том, что потребовалось повысить эффективность управления по всей вертикали, разграничить полномочия между федеральным центром и субъектами, сократить численность центрального аппарата, упростить и сделать более ясной и четкой систему управления. Вот основные цели. Во-первых, у нас сократилась численность людей в центральном аппарате: было 1039 человек, стало 825. Во-вторых, мы переструктурировали центральный аппарат с учетом разграничения полномочий и уточнения функций структурных подразделений. Теперь возложенные на нашу службу государственные функции будут выполняться разными уровнями власти: часть -- федеральным центром, часть -- субъектами РФ. При этом общая координация и контроль за выполнением этих государственных функций возложены на федеральное ведомство. Исходя из этого, мы провели перегруппировку и сократили количество департаментов, управлений и самостоятельных отделов. В целом вместо 26 структур (14 департаментов, 10 управлений и двух самостоятельных отделов) после сокращения у нас осталось 11 департаментов и восемь управлений, то есть всего 19 структурных подразделений центрального аппарата. Конечно, произошли изменения не механического характера, а смысловые. Например, в связи с разграничением полномочий существенно меняется роль федерального ведомства. В некоторых вопросах необходимо не администрировать территории, а осуществлять с ними взаимодействие. Поэтому у нас появился департамент территориальной политики. Наряду с оказанием федеральной поддержки территориям Российской Федерации (чем мы и раньше занимались) этот департамент будет выстраивать в целом всю территориальную политику и определять взаимоотношения с субъектами по "спасательной" теме.

-- При этом, надо полагать, должна измениться и система управления министерством территориальными подразделениями и региональными центрами?

-- Да, конечно. Ранее был центральный аппарат министерства, были региональные центры, то есть чисто федеральные структуры, и были наши управления в областях, краях и республиках. Вот эти управления были, по сути, органами двойного подчинения и двойного содержания. С точки зрения финансирования, например, часть расходов нес федеральный центр, а часть -- субъект федерации. Эшелоном ниже шли городские и районные управления. Сейчас государственная власть вся сосредоточилась на уровне федерального центра и субъекта федерации. На уровне муниципальных образований несколько иные принципы организации управления, и всю систему управления нам пришлось перестраивать. О центральном аппарате я уже сказал, в региональных центрах аналогичные изменения тоже есть, может быть, не такие существенные: там идет перегруппировка функций. А вот на уровне республик, областей -- там коренные изменения. Теперь у нас в соответствии с указом президента №868 от 11 июля 2004 года во всех субъектах федерации будут территориальные органы, то есть чисто федеральные структуры. В то же время субъекты получили достаточно много полномочий в области защиты населения, территории, гражданской обороны, обеспечения пожарной безопасности, которые они должны реализовать сами, и за реализацию эту в полной мере несут ответственность, к примеру, в области пожаротушения, первоочередных спасательных работ, эвакуации населения и т.д.

-- То есть можно сказать, что пожарные отныне будут, условно говоря, разные -- федеральные и муниципальные?

-- В принципе, да. Исторически сложилось, что тушение пожаров до сих пор у нас было всегда совместным делом. Существовала часть пожарных, которые финансировались целиком из федерального бюджета, часть -- из бюджета субъекта, муниципальных образований и достаточно большое число -- за счет хозяйственных объектов. В результате зачастую получалось, что в одном населенном пункте могли находиться две совершенно одинаковые пожарные части, выполняющие аналогичные задачи, но содержащиеся -- одна за счет федерального бюджета, другая -- за счет местного бюджета. Мало того, существуют пожарные части, которые содержатся частично за счет местного бюджета, частично -- за счет федерального. Теперь же в соответствии с разделенными полномочиями федеральные структуры будут финансироваться федеральным центром, а силы субъектов -- за их счет. У федерального центра в области обеспечения пожарной безопасности остаются контроль, надзор, образование, общее руководство и методология. Непосредственно в области пожаротушения у подразделений федерального подчинения останутся только критически важные для национальной безопасности объекты, объекты культурного наследия, другие особо важные пожароопасные объекты, а также пожарная безопасность при проведении федеральных мероприятий с массовым скоплением людей. Теперь федеральный центр отвечает за тушение пожаров только в этих четырех случаях. Во всех остальных -- это полномочия субъектов федерации и муниципальных образований. Хорошо это или плохо -- вокруг этого до сих пор не утихают разговоры. С одной стороны, просматривается логика с учетом специфики пожарной службы. Пожарный из одного города в другой город тушить не ездит по целому ряду причин. Ведь бороться с пожаром нужно немедленно, тогда, когда он непосредственно возник: через сутки это не имеет смысла. Поэтому мы логично рассудили, что обеспечение пожарной безопасности в жилых зданиях -- это задача субъекта или того муниципального образования, на территории которого это происходит. Хотя история знает много случаев -- от полной централизации до полной автономности пожарной службы. Впрочем, что касается именно финансирования пожарных по новой схеме, то особенных проблем по сравнению с ранее действовавшим порядком не будет. Федеральный центр будет содержать спасательные и пожарные силы, которые обеспечивают выполнение федеральных задач, а у субъектов для этих целей тоже всегда имелись средства, другое дело, что их нужно больше. Но это вечный вопрос: средств всегда нужно больше, независимо от того, проводится реформа или нет.

-- Возвращаясь к разделению полномочий между пожарными разных уровней. Простой пример -- в городе, где не было высотных зданий, построили несколько небоскребов. Кто и как будет отвечать за приобретение специальной техники для пожарных и спасателей?

-- Отвечать за безопасность зданий и соответствующую технику будет, конечно, город. Вследствие разграничения полномочий, которое произошло во время реформы, за безопасность населения и в пожарном плане, и во всех остальных случаях теперь будут отвечать именно городские власти, за исключением случаев, оговоренных законом и упомянутых выше.

-- А за тушение каких именно объектов будут отвечать "федеральные" пожарные?

-- В соответствии с принятым в августе этого года законом №122-ФЗ (о внесении изменений в ряд законов, в том числе и "О пожарной безопасности". -- Ред.) предусматривается создание перечня критически важных для национальной безопасности и других особо важных объектов, в том числе охраняемых федеральными подразделениями, который мы должны согласовать до декабря этого года со всеми остальными ведомствами. Это касается и субъектов федерации. Поскольку сейчас идет стадия согласования, говорить, сколько именно объектов туда войдет, преждевременно. Но в декабре такой перечень будет утвержден и обнародован.

-- 9 ноября правительство утвердило соглашения, заключенные между МЧС и рядом регионов о передаче друг другу части полномочий в решении вопросов предупреждения и ликвидации ЧС межмуниципального и регионального характера. Для чего нужны эти соглашения?

-- Здесь необходимо уточнить. 9 ноября правительство утвердило только часть соглашений с регионами, но в настоящий момент подписаны соглашения со всеми 89 субъектами федерации -- 81 соглашение было подписано по единой, типовой форме, а в восьми случаях есть небольшие отличия -- это Москва, Санкт-Петербург и некоторые другие регионы. Необходимость этого была обусловлена тем, что в условиях разделенных полномочий необходимо, во-первых, обеспечить координацию деятельности федерального центра и субъектов федерации, а во-вторых, не допустить дублирования управленческих функций и двойных расходов, например выделения средств из двух уровней бюджетов (субъекта и федерального) на выполнение одних и тех же управленческих задач. С одной стороны, законодательно разделены силы (федеральные и субъектов), призванные обеспечить безопасность населения. С другой -- все эти силы действуют по одной методологии, работают с аналогичным оборудованием и техникой, то есть необходимость в существовании некоторой вертикали есть. Одна из главных задач этих соглашений -- как раз избежать дублирования, что является государственным подходом. По сути, это достаточно ясные документы, где определяется та часть государственных полномочий, которую федеральный центр доверяет осуществлять субъекту, и та часть полномочий субъекта, которые он доверяет исполнять федеральному органу или его территориальным органам. В связи с этим и классификация чрезвычайных ситуаций, которая сегодня существует, также будет несколько видоизменена. Новая классификация будет вписываться в схему организации госуправления в области чрезвычайных ситуаций. То есть чрезвычайными ситуациями одного уровня будут заниматься силы муниципального образования, более сложного уровня -- силы субъекта федерации, еще выше -- наши федеральные силы. Система уже достаточно наработана. Нужно сказать, что многие моменты административной реформы и те меры, которые нами ранее принимались по развитию нашего ведомства, идут в одной канве. Например, в области спасательных служб мы уже давно провели работу по разграничению федеральных и субъектовых функций, федеральных и субъектовых спасательных служб.

-- Уже несколько лет ходят разговоры о возможном объединении на местах пожарных частей и спасательных отрядов, которые занимаются в основном одним делом, но действуют "параллельно" друг другу. Нынешняя реформа этот вопрос как-нибудь затрагивает?

-- Естественно, пожарные и спасатели в чем-то друг друга отчасти дублировали и при этом отчасти были недозагружены. Пример: обычное дежурство в пожарной части. Пожара нигде нет, а тут рядом происходит какая-либо чрезвычайная ситуация, к примеру авария на дороге или обрушение на стройке, а реагирования зачастую нет. Это ведь происходило не потому, что пожарные не хотели реагировать, просто у них были другие задачи, другое оснащение и т.д. Поэтому процессы объединения начаты и происходят. При этом нужно отметить, что специализация была, есть и будет -- специализированные спасательные подразделения будут всегда, поскольку есть виды спасательных работ, которые требуют особых навыков и умений. Всегда будут специализированные пожарные подразделения, потому что бывают сложные и нестандартные пожары, также требующие специальных знаний. Но будущее в основном за пожарно-спасательными частями, то есть в идеале у нас будут как специализированные, так и смешанные подразделения. Как раз именно для того, чтобы и исключить дублирование, и обеспечить более эффективную рабочую загрузку. Такая взаимная интеграция происходит не только между спасателями и пожарными, но и с Государственной инспекцией по маломерным судам (ГИМС), например. В советские времена это называлось "освоением смежных специальностей" Это, кстати, самое разумное использование государственных средств, выделенных на содержание нашей службы: где-то может произойти слияние двух служб, где-то переаттестация. Естественно, такие синтетические отряды мы будем создавать в первую очередь на уровне регионов. Эта работа уже идет полным ходом. Общую численность пожарно-спасательных отрядов и количество людей в них, скажем, к 2009 году сейчас можно оценить только приблизительно. На сегодняшний день пожарной безопасностью в стране занимается около 300 тыс. человек, из которых более 200 тыс. будет задействовано в пожарно-спасательных подразделениях.

-- В связи с реформой изменится ли что-нибудь в правах и полномочиях Госинспекции по маломерным судам (ГИМС), которая с недавних пор входит в состав МЧС?

-- ГИМС мы будем модернизировать и адаптировать к тем существующим рискам и задачам, которые перед нами поставлены. На МЧС России возложена, как известно, функция обеспечения безопасности на воде. Те службы, которые раньше в ГИМС занимались спасательными функциями, будут адаптированы и присоединены к ныне существующим спасательным службам. А разрешительно-надзорную часть мы будем передавать нашим территориальным органам. Некоторые процедуры постараемся упростить, сделать их более понятными и необременительными для людей. В то же время надзор и контроль -- форма обеспечения безопасности, а значит, сохранения жизни и здоровья наших граждан. С учетом этого мы и будем выстраивать государственную политику в этой области.

В 2003 году на территории России произошло 838 чрезвычайных ситуаций (348 локальных, 296 местных, 183 территориальных и 11 региональных). В результате погиб 1161 человек, 15 631 пострадал. Общее количество чрезвычайных ситуаций (ЧС) в 2003 году по сравнению с 2002 годом (1139) уменьшилось на 26%. При этом количество аварий техногенного характера, при которых 891 человек погиб и 4948 пострадали, уменьшилось на 36%. Количество ЧС природного характера в 2003 году (286) по сравнению с 2002 годом (279) увеличилось на 3%. При этом пострадал 8971 человек, погибли 18.

В 2003 году на железнодорожном транспорте произошло 6 ЧС (в 2002 году -- 12), еще одна ЧС была зарегистрирована на метрополитене в Москве. В Башкирии, Карелии, Читинской, Свердловской и Саратовской областях произошли сходы вагонов грузовых поездов, в результате были повреждены железнодорожные пути и опоры контактных сетей.

На воздушном транспорте зарегистрирована 31 ЧС (в 2002 году -- 40), в результате которых погибли 103 человека и 31 получил ранения. С тяжелыми последствиями произошли авиакатастрофы вертолетов Ми-26 в Читинской области и Ми-8 в Камчатской области, при которых погибли соответственно 12 и 20 человек.

На водном транспорте произошло 28 ЧС (в 2002 году -- 34). Число пострадавших составило 113 человек, погибших -- 17. В Приморском крае и Сахалинской области имели место аварии рыболовных судов, в которых пострадали 44 человека. В Ленинградской области были зарегистрированы 4 аварии сухогрузов и танкера. В Камчатской области выброшено на мель судно: погибли 2 человека, пострадали 12. В Краснодарском крае получил пробоину и затонул буксир.

В 2003 году произошло 88 автомобильных катастроф с числом погибших 5 и более человек (в 2002 году -- 93), в результате которых погибло 378 человек и 450 получили ранения. В Республике Дагестан произошло столкновение пассажирского автобуса "Икарус" с автомобилем "Волга", погибло 7 человек. В Тульской области съехал в кювет и опрокинулся пассажирский автобус, в результате погибло 4 человека и 85 пострадали. В Московской области из-за гололеда столкнулись 76 автомобилей, пострадали 7 человек.

Количество аварий на трубопроводах, приведших к возникновению ЧС, составило 48 (в 2002 году -- 55). Аварии на магистральных нефтепроводах с разливом нефти произошли в Татарстане, Башкирии, Дагестане и Коми, Удмуртской и Чеченской республиках, Краснодарском крае, Архангельской, Нижегородской, Пензенской и Оренбургской областях. Аварии на магистральных газопроводах с возгоранием газа произошли в Северной Осетии, Башкирии, Коми и Адыгее, Вологодской, Пермской, Саратовской, Смоленской, Свердловской, Московской, Вологодской, Тверской и Томской областях. Основная причина аварий -- физический износ трубопроводов.

В системах электроснабжения и ЖКХ произошло 87 аварий (в 2002 году -- 123). Аварии с нарушением теплоснабжения объектов жилищно-коммунального хозяйства были зарегистрированы в Бурятии, Карелии, Коми и Якутии, Усть-Ордынском автономном округе, Амурской, Архангельской, Волгоградской, Калужской, Калининградской, Камчатской, Кемеровской, Кировской, Ленинградской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Магаданской, Московской, Мурманской, Омской, Пермской, Ростовской, Самарской, Тульской, Челябинской, Читинской, Ульяновской и Сахалинской областях.

В 2003 году в России произошло 19 крупных терактов (в 2002 году -- 12), в результате которых погибло 252 человека, пострадало 926. Теракты произошли в Северной Осетии, Дагестане, Ингушетии, Чеченской Республике, Краснодарском и Ставропольском краях, в Москве.

Было зарегистрировано 21 землетрясение силой более 5 баллов. В Республике Алтай произошло землетрясение интенсивностью 8 баллов, в результате которого были разрушены жилые дома, нарушено электро- и водоснабжение в ряде населенных пунктов. Землетрясения были также зафиксированы в Туве, Якутии, Бурятии, Дагестане и Сахалинской области. Жертв и разрушений нет.

В 2003 году на территории России было зарегистрировано 26,8 тыс. природных пожаров. Общая площадь, пройденная огнем, составила более 2 млн га. Высокая степень пожарной опасности была зарегистрирована в Читинской области (выгорело 853 тыс. га лесной площади), Иркутской области (186,6 тыс. га) и в Республике Бурятия (186,4 тыс. га).

Эпидемиологическая обстановка на территории России в 2003 году была в целом устойчивая. В Бурятии была зарегистрирована вспышка заболевания людей острой кишечной инфекцией, число заболевших составило 85 человек. Вспышки дизентерии были зарегистрированы в Коми, Белгородской, Сахалинской, Свердловской и Челябинской областях и Москве.

За десять месяцев 2004 года оперативная обстановка с пожарами в стране характеризовалась следующими основными показателями (в скобках указано соотношение к аналогичным показателям 2003 года):

-- зарегистрировано 188 162 пожара (-3,1%);

-- погибли 13 872 человека (-6,9%), в том числе 505 детей (-18,0%);

-- получили травмы 11 115 человек (-2,5%);

-- прямой материальный ущерб составил 4651,2 млн руб.;

-- уничтожено 55 329 строений (-3,3%);

-- уничтожено 6972 единицы автотракторной техники (+11,7%);

-- погибло 2995 голов скота (-20,5%).

Подразделения ГПС МЧС России спасли на пожарах 79 092 человека и материальных ценностей на сумму более 19,9 млрд рублей.

В 2004 году в России ежедневно происходило 619 пожаров, в результате которых погибали 46 человек и 37 получали травмы. Огнем уничтожалось 182 строения, 23 единицы автотракторной техники и 10 голов скота. Ежедневный материальный ущерб -- 15,3 млн рублей.

Снижение числа пожаров отмечается на территории всех федеральных округов, за исключением Южного (+1,8%). Увеличилось количество погибших людей при пожарах в Москве (+5,0%).

Больше всего пожаров зарегистрировано в жилом секторе. Их доля от общего числа пожаров по России составила 72,0%, а материального ущерба -- 41,0%.

Снизилось количество пожаров в производственных зданиях (-5,0%), складах, базах и торговых помещениях (-9,5%), зданиях общественного назначения (-8,7%), сельскохозяйственных объектах (-10,2%), жилом секторе (-3,5%), строящихся объектах (-8,6%), на складах и базах производственных предприятий (-1,7%).

Причиной подавляющего числа пожаров стало неосторожное обращение с огнем (48,2%). Каждый пятый пожар (19,0%) произошел в результате нарушения правил устройства и эксплуатации электрооборудования.

Hа города пришлось 66,9% от общего количества пожаров, 57,3% числа погибших при пожарах людей, 68,1% травмированных и 66,3% материального ущерба.

За десять месяцев 2004 года в Российской Федерации зарегистрировано 42 крупных пожара (-35,4%), материальный ущерб от которых составил 375,1 млн руб. Кроме того, произошло 19 пожаров с групповой гибелью людей (-36,7%), в результате которых погибло 105 человек (- 44,4%) и 68 человек получили травмы (-58,3%).

N216, 25 ноября 2004, ИД "Время", Беседовал Константин ФИЛАТОВ

<< на главную
<< назад