<< на главную
<< назад

Вкус заплесневелой булки

Еще совсем недавно, этак с годик-полтора назад, покупатели сокрушались, но не могли найти ответа на простой житейский вопрос: почему купленная накануне булка к утру зацвела, как сине-зеленые водоросли на поверхности Киевского или Кременчугского моря?

Тем не менее, есть люди, не только знающие, почему в массовом порядке случались такие неприятности, но и являющиеся их прямыми виновниками.

Дело в том, что плесневеет, прежде всего, то хлебо-булочное изделие, которое изготовлено из зерна, зараженного грибком. А заразить зерно ? дело нехитрое, особенно во время перевозки в вагонах, вот уже полтора десятка лет не знающих никакой санитарной обработки. И тут хочется, наконец, вспомнить добрым словом безвременно почивший Советский Союз: санобработка подвижного состава, перевозившего продовольствие, была тогда как ?Отче наш? или, скорее, как ?Кодекс строителя коммунизма?. Хлеб у нерачительного хозяина мог зачерстветь, но заплесневеть ? никогда. Ни в одной стране мира, считающей себя цивилизованной или, по крайней мере, уважающей своих граждан, ни один продовольственный вагон не сдвинется с рельсов, если его соответствие санитарным нормам не будет подтверждено серьезными паспортами с серьезными печатями.

Не то было у нас. Санобработку продвагонов ?спустили на тормозах? сразу после обретения Независимости, словно выдали зернотрейдерам право на независимость от здравого смысла. Закрылись некогда многочисленные пункты санитарной обработки, и с тех пор как видимые вредители - мыши и насекомые, так и невидимые ? споры, бактерии и вирусы, пировали за здравие добрых начальников. Соответственно выросли потери при транспортировке продовольствия. Например, потери пшеницы в среднем стали составлять 5-10 процентов. А уж потери, как говорится, ?на выходе? готовой продукции из-за снижения качества зерна точно подсчитать просто не представлялось возможным.

В 2003 году ситуация начала меняться. ?Укрзализница? вместе с Госсанэпидемслужбой обратили на эту проблему самое пристальное внимание и ввели обязательное обеззараживание вагонов. Короткая процедура, не превышающая семи-десяти минут (а именно столько требуется специальному мобильному отряду дезинфекторов для обработки одного вагона современными техническими средствами и эффективными химическими веществами) не требует больших заттар со стороны грузоотправителя. Скажем, конечная стоимость одной тонны пшеницы удорожается менее, чем на полпроцента. Но зернотрейдерам нести потери, пусть и копеечные, не хочется. За их интересы грудью встал Антимонопольный комитет, и, ссылаясь на противоречивые законодательные акты, а также (что логически объяснить трудно) на ?нарушение законодательства о защите экономической конкуренции?, 1 февраля этого года в ответ на запрос Украинской зерновой ассоциации дал свое толкование, в котором выдал желаемое за действительное, обнадежив зернотрейдеров в деле отмены платы за услуги санитарной службы. Однако из поправок, предложенных им, в частности, к Санитарным нормам можно понять, что санобработка вагонов опять может стать факультативной. Судите сами: ?Погрузке продовольственной продукции для дальнейшей перевозки предшествует обязательная санитарная обработка транспортных средств (внимание! ? авт.) только в случаях, когда санитарно-гигиеническое состояние транспортного средства не может обеспечить условий сохранения качества и безопасности продовольственной продукции во время ее перевозки, и по требованию органа государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины?. То есть, выйдя из пункта А и направляясь в пункт Б, через много месяцев поезд оказался в пункте отправления. Неужели снова придется вспомнить вкус заплесневелой булки?

Странно, что перевозчики продовольствия не видят своей прямой выгоды от того, что именно они, заказывая санобработку нужных им вагонов, за весьма умеренную, как мы уже показали, плату получат реально чистое транспортное средство для перевозки своей продукции и, как подтверждение тому ? документы, свидетельствующие о гарантиях полной сохранности товара во время его транспортировки (кстати ? все чаще запрашиваемые нашими европейскими соседями при экспорте). Ведь в отличие от нас, наши соседи-европейцы уважают своих граждан и любят употреблять здоровую пищу. В случае форс-мажорных обстоятельств такие документы оказали бы грузоперевозчикам неоценимую помощь в любых судах, как в Украине, так и за границей. Но, может, потому и не хотят зерновладельцы и зернотрейдеры раскошелиться на благое дело, что на железную дорогу можно списать издержки, образовавшиеся при хранении или транспортировке продукции до железнодорожной станции? А на кого пенять после получения от нее гарантий санитарной безопасности продукции при перевозке?

Обозреватель, Вадим Королев, 18.02.05

<< на главную
<< назад