<< на главную
<< назад

Биотерроризм должен быть остановлен

Международная конвенция по биологическому оружию 1972 г. запретила его производство и применение в любой форме. Несмотря на то, что ее не подписал ряд стран, в том числе и США, научные исследования по проблемам предотвращения биотерроризма ведутся активно. В США на эти цели в 2002 г. было выделено 1,5 млрд. долларов. Большую опасность представляет генное оружие - создание генетических конструкций, внедренных в геном растения или возбудитель заболевания, которые могут в определенных условиях вызывать эпифитотии или делать токсичными продукты урожая. Эти конструкции могут закрепляться в агроценозах, создавать резерваты, включаться в коадаптированные комплексы эндемичных возбудителей заболеваний. Высокотоксиногенные штаммы фузариев, аспергиллов, пенициллов способны перекрестно заражать растения, сельскохозяйственных животных и человека. В течение 10 лет могут быть созданы синтетические микроорганизмы, включающие патогенные признаки грибов, бактерий и вирусов. Кстати, биологическое оружие - самый дешевый в производстве вид оружия массового поражения.

В применении к сельскому хозяйству серьезной угрозой является биоэкологическое оружие, основанное на использовании живых возбудителей болезней. При этом следует принимать во внимание, что со второй половины XX в. сельское хозяйство переживает резкое увеличение биоразнообразия вредных организмов. В основном оно идет за счет сапротрофных грибов, быстро эволюционирующих в сторону паразитизма, что определяется внедрением интенсивных технологий возделывания высокопродуктивных сортов. Неприменимость к сапротрофным грибам системы 'ген против гена' значительно затрудняет селекцию на устойчивость к ним.

Данные мировой литературы позволяют предполагать возможность создания сельскохозяйственного биооружия на основе модификаторов жизнедеятельности зерна в колосе при хранении и при протравливании импортными протравителями. Сейчас наряду с актами, направленными на людей, опасен биотерроризм в отношении отраслей хозяйств, определяющих экономику страны. Он в короткий срок может вызвать нехватку продовольствия, рост цен, безработицу, передел рынков сбыта. Под сельскохозяйственным биотерроризмом следует понимать способы искусственного, целенаправленного вредного воздействия на посевы, продукты урожая, агроценозы высокопатогенных возбудителей болезней, вредителей и генно-инженерно-измененных растений. Высокая уязвимость для биотеррористических атак сельскохозяйственного производства и пищевых цепей объясняется наличием крупных массивов посевов генетически однородных сортов злаковых культур, крупных зернохранилищ, а также складов химических пестицидов. По оценкам экспертов, экономический ущерб от воздействия на посевы сельскохозяйственных культур может достичь многих миллиардов долларов. Особенно незащищенными являются развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, имеющие неустойчивое сельскохозяйственное производство. Опасную роль могут играть транснациональные корпорации, которые с помощью биотерроризма могут захватывать новые рынки сбыта своей сельскохозяйственной продукции.

То, что высокая вероятность угрозы биотеррористических атак для сельского хозяйства более реальна, чем для населения, объясняется многими факторами. Биологические агенты не представляют прямой угрозы для людей и трудно идентифицируются; искусственное заражение маскируется естественной эпифитотией, или эпизоотией; расширение масштабов международной торговли (например, Россия импортирует продукты из 140 стран, в том числе зерно - из 15 стран). И это при условии, что из 85 карантинных вредных организмов 51 отсутствует на территории России, а во многих странах накоплены огромные коллекции высокопатогенных штаммов возбудителей болезней. Играют свою роль унификация сельскохозяйственного производства путем выращивания близких по генотипу сортов растений, в том числе генно-инженерно-модифицированных, внедрение в производство фармацевтических генно-инженерно-модифицированных культур, запрограммирован-ных на синтез белков, воздействующих на физиолого-биохимические функции растений. В этих условиях нельзя сбрасывать со счетов умышленное или случайное распространение на посевах генно-инженерно-модифицированных биоагентов, содержащих гены повышенной агрессивности, вирулентности и токсиногенности.

Биотеррористическая атака в растениеводстве и, главное, в зерновом хозяйстве может быть проведена при следующих условиях: наличие сведений, что у объекта нападения нет надежных методов защиты от биологического оружия и возможностей достаточно быстро их разработать; биологический агент обладает высокой вредоносностью и широкой нормой реакции на экстремальные условия среды; уверенность, что причиненный ущерб будет трудновосполнимым. Может стать реальным и расчет на то, что установление самого факта агрессии пострадавшей стороной будет затруднено или совершено с опозданием.

Наиболее опасно направленное вызывание эпифитотии болезней зерновых культур. Эта акция может быть подготовлена заранее предварительной эволюцией патогена в районе намечаемой эпифитотии. Например, раса Т возбудителя южного гельминтоспориоза кукурузы была обнаружена в США в 1965 г. как очень редкий изолят, а эпифитотия, уничтожившая все коммерческие и подавляющее большинство селекционных гибридов кукурузы, в этой стране разразилась в 1970-1971 гг. Эпифитотия может быть вызвана применением патогена (однократно или дробно) непосредственно в вегетационный сезон. В этом случае необходимо учитывать возможность накопления достаточного для возникновения эпифитотии инокулюма при прохождении ряда генераций на посевах в районе нападения. При этом возможно использование обычных для района возбудителей опасных болезней (стеблевая и желтая ржавчина пшеницы, фузариоз пшеницы и риса, пирикуляриоз риса, южный гельминтоспориоз кукурузы), расы которых отобраны по высокой вирулентности для районированных здесь сортов.

Большую опасность представляют неэндемичные для данного района, но распространенные в регионе возбудители либо биоагенты, ранее не патогенные или слабопатогенные, но в последние годы быстро повышающие вредоносность на этих культурах, особенно образующие токсины, ядовитые для теплокровных (виды фузариев, альтернарии, аспергиллов, пенициллов).

Эпифитотии фузариоза зерновых культур наблюдаются в среднем раз в три года. Раз в 10 лет наблюдаются панфитотии. Эпифитотия фузариоза злаковых культур в России в 1992-1993 гг. вывела из оборота более 20 млн. т пищевого зерна, загрязненного фузариотоксинами выше предельно допустимых концентраций. В настоящее время в мире комплексом видов токсиногенных грибов поражается около половины урожая зерна. Широко распространяются в посевах штаммы-суперпродуценты микотоксинов. Мировые потери сельскохозяйственной продукции от заражения токсиногенными грибами и загрязнения опасными микотоксинами оцениваются в 16 млрд. долл. в год, в США - 932 млн. долл. Фузариотоксин Т-2, токсины аспергиллов - афлатоксины могут использоваться в террористических целях для загрязнения всех видов пищевых продуктов и питьевой воды.

Виды токсиногенных грибов являются высоковероятными агентами для биотерроризма, так как они перекрестно поражают растения, сельскохозяйственных животных и человека. Особенно опасно то, что микотоксины оказывают токсиногенное действие на растения и g-хромосому человека и сельскохозяйственных животных. Они способны вызвать конформационные болезни, при которых необходимые для жизнедеятельности организма белки превращаются в токсичные, и организм гибнет от аутотоксикоза.

Наиболее восприимчивы для биотеррористических атак пищевые цепи, для которых продукция АПК является основной. Опасность может возникнуть при получении пищевой продукции из экологически опасных районов, например, овощей, выращиваемых на загрязненных пестицидами и тяжелыми металлами почвах, или использовании зерна, зараженного токсиногенными грибами, а также загрязнении сельскохозяйственного сырья в процессе получения и хранения, кормов микотоксинами и тяжелыми металлами (мясокостной муки прионами, вирусами).

При анализе возможных сценариев осуществления биотерактов необходимо оценить вероятность уязвимости каждой основной сельскохозяйственной культуры и установить ее критические точки; оценить процессы выращивания, сбора, подработки и хранения урожая на их уязвимость; установить природу поражающих агентов; определить риск поражения для важнейших культур. Должны быть разработаны надежные и быстрые методы выявления поражающих агентов, определены меры государственного контроля, намечены действия в критических ситуациях, например, быстрые меры по защите пострадавших посевов и пути осуществления полного фитосанитарного контроля. Необходимо учитывать, что удары биотеррористов могут быть нацелены на самые разные звенья растениеводства и хранения сельхозпродукции. Одна лишь угроза террористической атаки может сильно подорвать уверенность сельхозтоваропроизводителей и дестабилизировать рынок пищевого сырья, технических культур и кормов.

Все развитые и развивающиеся страны - члены ЕС и НАТО совершенствуют программы противодействия биотерроризму, разрабатывают конкретные меры его предупреждения. Вот несколько примеров.

В 2001 г. ФАО приняло систему НАССР - идентификации, оценки и контроля критических точек опасности пищи 'от плуга до стола'. В Турции с 2000 г. осуществляется 'План защиты пищи', а с 2002 г. Европейским союзом финансируется 'Проект по инспекционному контролю пищевых продуктов'. Для борьбы с биотерроризмом в кризисных ситуациях осуществляются 'Предупреждающие исследования защиты сельскохозяйственной продукции и животных от NBC агентов'. В Италии внедряются экологически чистые технологии производства пищевых продуктов, осуществляется строгий контроль их безопасности.

Для всех стран ЕС разрабатываются программы обеспечения безопасности продуктов питания по всей цепочке. При этом учитываются национальные особенности сельскохозяйственного производства и пищевых цепей каждой страны, включая национальное производство и распределение продуктов, их импорт и экспорт. Создаются и национальные программы противодействия терроризму, организуются контрольно-аналитические лаборатории, готовятся специалисты. Постоянно уточняется перечень сельскохозяйственных культур и пищевых продуктов с повышенной степенью риска поражения и загрязнения токсичными веществами.

За последние годы в два раза увеличилось количество контролируемых продовольственных товаров в США. Около 54 % продуктов подвергается специальному контролю. Особое значение придается безопасности импортируемой продукции, количество которой с 2000 до 2003 г. возросло с 1млн. до 7 млн. наименований. Создан полный банк данных, дополнительно подготовлено 600 инспекторов по безопасности пищевых продуктов. В настоящее время в США национальным требованиям безопасности отвечает 80 % пищевых продуктов. В стране разрабатываются эффективные методы и средства обнаружения биологического оружия, выявления и определения отравляющих веществ в продуктах питания, а также меры и технологии предотвращения сельскохозяйственного биотерроризма. Министерство сельского хозяйства осуществляет работы как с крупными продуктовыми компаниями, так и с мелкими производителями во всех штатах. Особое внимание уделяется разработке следующих методов обнаружения и идентификации поражающих биоагентов: экспресс-метод электрорегистрации биоагентов с помощью микрочипов, физиологические детекторы, методы ПЦР, новые высокочувствительные методы иммуноферментного анализа, микроцитологические методы, биотесты. Однако отмечается слабое развитие молекулярной фитопатологии, что не позволяет быстро выявлять новых возбудителей болезней растений и урожая или хотя бы предполагать, какими они могут быть.

Во многих развитых странах есть государственные законы, которые определяют и предусматривают опасность самых разных видов биотеррористических актов. Большое значение придается человеческому фактору. Поэтому все граждане регулярно оповещаются о возможном осуществлении террористических действий. Возрастает внимание к развитию органического земледелия, значительно уменьшающего риски направленного неблагоприятного воздействия на культуры.

По заключению отечественных и зарубежных ученых, сейчас Россия не готова противостоять масштабной биотеррористической угрозе. Так, по данным академика РАСХН И.Г. Ушачева (2004), с 1991 по 2004 г. услуги агрохимслужбы уменьшились почти в 50 раз. Вступление России в ВТО может ухудшить и без того неблагоприятную фитосанитарную обстановку в стране. Попытка Минэкономразвития России перепоручить Федеральной таможенной службе функции определения биологической безопасности грузов, в том числе растительной продукции, откроет границы России для проникновения в страну организмов, особо опасных для растений.

Вместе с тем в России существует несколько государственных программ обеспечения безопасности сельскохозяйственного производства пищевых цепей и эффективной системы их контроля. В 2001 г. издано утвержденное Правительством РФ 'Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий'.

Создана федеральная целевая программа 'Снижение рисков и последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 г.'. Постановлением Правительства РФ ? 64 в 2005 г. образована Комиссия по вопросам биологической и химической безопасности и утверждено положение о ней. Комиссия должна координировать деятельность федеральных органов по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в результате воздействия опасных биологических агентов, обеспечивать взаимодействие федеральных органов исполнительной власти по вопросам готовности к оперативному реагированию на внезапный рост биологической опасности для людей, животных и растений, совершенствовать систему профилактики, диагностики и лечения заболеваний растений.

Разработку мероприятий, препятствующих актам биотерроризма, предусматривают проекты технических регламентов 'Санитарно-эпидемиологическая безопасность', 'О биологической безопасности'. В последнем регламенте к III группе опасности отнесены виды токсиногенных грибов и микотоксины.

Регламент 'О требованиях к безопасности объектов технического регулирования, необходимых для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на территории Российской Федерации' предусматривает необходимость учета потенциально опасного биологического воздействия генетически модифицированных организмов и введения критериев безопасного содержания в воде биологических веществ, к которым относятся и микотоксины.

Регламент 'О требованиях к биологической безопасности растений, ввозимых на территорию Российской Федерации' в определенной степени регламентирует процедуры защиты страны от проникновения вредителей, возбудителей болезней растений, в том числе и генетически модифицированных организмов.

Однако мало принять нужные документы, надо обеспечить их выполнение. Анализируя опыт реализации предшествующих постановлений в области обеспечения биологической безопасности, можно видеть, что все они остались на бумаге, так как не обеспечивались административными и финансовыми ресурсами. Повторяться такое больше не должно. Большое значение имеет и просветительная работа среди специалистов сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности и всего населения.

В России необходимо создать Государственное агентство по биобезопасности пищевых цепей и координировать его деятельность с ЕС и НАТО. Россия может стать инициатором создания Международной академии биобезопасности, целью которой будет подготовка специалистов в области сельскохозяйственной и продовольственной безопасности.

Автор О.А. МОНАСТЫРСКИЙ, заведующий лабораторией токсиногенных микроорганизмов и биобезопасности сельскохозяйственной продукции ВНИИ биологической защиты растений
Предоставлено издательством Земля и Жизнь, 07.11.05

<< на главную
<< назад