<< на главную
<< назад

Бесконтрольные биологические отходы могут стать источником эпидемий

В четверг, 26 февраля, в Совете Федерации состоялось заседание круглого стола на тему "О состоянии и проблемах правового регулирования в области обращения с медицинскими и биологическими отходами". Инициатором обсуждения этой темы стал Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, возглавляемый Виктором Шудеговым.

Как сообщили REGIONS.RU в пресс-службе верхней палаты российского парламента, открыл заседание председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Виктор Шудегов. Он представил результаты анализа данных, полученных его Комитетом из регионов, об основных проблемах, общих для всех субъектов РФ в сфере обращения с медицинскими и биологическими отходами. Главная проблема - это нехватка, и подчас полное отсутствие необходимых материальных и финансовых ресурсов, что особенно актуально на уровне местного самоуправления, отметил Виктор Шудегов. Недостаточно финансируются учреждения здравоохранения на цели, связанные с обращением и утилизацией медицинско-биологических отходов.

Ощущается нехватка специализированного оборудования в лечебно-профилактических учреждениях для сбора и утилизации отходов, включая современные установки по обезвреживанию образующихся отходов, отметил Виктор Шудегов. Не хватает в регионах и централизованных систем по обеззараживанию, обезвреживанию, утилизации и ликвидации медицинских и биологических отходов, нет специализированных подрядных организаций, констатировал В.Шудегов.

С другой стороны, налицо недостаточный контроль органов местного самоуправления при низкой культуре организации производства на предприятиях, связанных с образованием биологических отходов. Так, по данным В.Шудегова, недостаточен контроль за соблюдением режима ограничения по содержанию скотомогильников, в том числе сибиреязвенных. Есть необходимость проведения картирования сибиреязвенных мест захоронений и скотомогильников по границе их территории (с указанием занимаемой площади). В настоящее время из-за пробелов в нормативной базе и управленческой несогласованности сохраняется неопределенность в закреплении существующих скотомогильников за хозяйствующими субъектами.

Третий блок проблем связан с нехваткой профессионально подготовленных к такой работе кадров. Москва и Петербург, где таких специалистов обучают, далеки от специализированных центров, где они нужны. Да и обучение дорогое, высоко расходное, отметил В.Шудегов.

Таким образом, обратил внимание законодателей Виктор Шудегов, в России до сих пор не решена проблема законодательного и технологического обеспечения обращения с медицинскими отходами, ежегодный объем которых достигает миллиона тонн, биологическими отходами, а также лекарственными препаратами с просроченными сроками реализации, фальсификатами. Отсутствуют законодательно закрепленные требования к природопользователям по обязательной утилизации образующихся биологических и медицинских отходов, не распределены законодательно полномочия и обязанности в этой сфере. Нет федеральной концепции внедрения современных технологий утилизации медицинских и биологических отходов, в которой бы учитывались не только технологические и финансовые, но и санитарно-гигиенические, экологические и эстетические проблемы. По мнению В.Шудегова, усугубляет положение дел отсутствие законодательно закрепленных экономических механизмов охраны окружающей среды – не приняты законы "О плате за негативное воздействие на окружающую среду" и "Об обязательном экологическом страховании".

"Вопросы использования биологических и медицинских отходов по существу выпали из сферы централизованного управления. А недооценивать эту проблему нельзя, - подчеркнул Виктор Шудегов, - так как наличие в стране мер по упорядочению обращения и утилизации медицинских и биологических отходов является одним из условий обеспечения эпидемиологического благополучия населения в субъектах Федерации".

В ряде регионов пытаются решить эти проблемы самостоятельно, разрабатывая региональные программы. Этот опыт положителен, заслуживает одобрения и внимания, так как имеются ощутимые результаты по снижению негативных воздействий на окружающую среду, считает В.Шудегов. Он отметил Нижегородскую, Самарскую, Оренбургскую, Архангельскую области, а также правительство Москвы, где создан самостоятельный уполномоченный орган для координации деятельности в сфере обращения с отходами производства и потребления. Интересен опыт Читинской области, обратил внимание докладчик, где уничтожение и утилизация отходов производится за счет средств обязательного медицинского страхования.

Говоря о законодательной стратегии в этой сфере, Виктор Шудегов предложил рассмотреть вопрос о целесообразности разработки новой редакции закона "Об отходах производства и потребления", а также модернизировать нормативные акты и технические регламенты. Необходима, по мнению В.Шудегова, федеральная целевая программа "Отходы" на 2008-2012 годы, составной частью которой стала бы подпрограмма "Медицинские и биологические отходы".

Участники круглого стола представляли свои концепции совершенствования законодательства, регулирующего порядок обращения с биологическими и медицинскими отходами. Вносились предложения по внесению изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления". Со своей концепцией новой редакции этого закона выступила представитель Торгово-промышленной палаты РФ Лариса Ветошкина. Проректор Санкт-Петербургской медицинской академии рассказал об опыте Северной столицы в этом вопросе.

По итогам круглого стола были приняты рекомендации в адрес правительства и законодателей, а также федеральных и региональных уполномоченных органов.

Виктор Шудегов, regions.ru, 26.04.07

<< на главную
<< назад